Подготовка ребёнка к школе в домашних условиях

Волевая готовность ребенка к школеОсновы школьных успехов или не успехов ребенка закладываются еще в период дошкольного детства. Родители должны помнить об этом и уделять подготовке ребенка к учению пристальное внимание.

Одним из важнейшим моментов этой подготовки является, говоря языком психологической науки, воспитание произвольности поведения. Или проще: воспитание умения делать не только то, что хочется, а то, что надо.

Условия формирования произвольного поведенияЭто очень важный навык для школы (и заметим, для всей дальнейшей жизни тоже). Ведь в обучении обязательно будут какие-то неинтересные моменты: если, может быть, интересно узнавать, как жили люди в далеком прошлом или как устроена солнечная система, то чего уж интересного в таблице умножения или грамматических правилах! Однако и то и другое надо выучить. Конечно, учитель и родители всегда объяснят ребенку, зачем это надо выучить. И объяснят так, чтобы он понял. Но очень часто, понимая, что выучить необходимо, школьники тем не менее не могут себя заставить это сделать именно потому, что не приучены делать то, что надо, хотя и не хочется. Заметим, что приучить к этому ребенка должны родители: предоставленный сам себе, он как правило, такого навыка выработать не может. И вот здесь начинаются типичные родительские ошибки.


 

Особенности воспитания детей.

Первая и наиболее тяжелая из них – превращение ребенка в главу семьи. Иные родители выбирают такую линию поведения: исполнять все, что ребенок потребует, ведь он еще такой маленький! Постепенно ребенок превращается в главу семьи, где все ему подчиняются, а он может помыкать всеми. Если я узнаю, что мальчик позволил себе сбить рукоятку с отцовского охотничьего ножа, потому что она ему понадобилась в игре, или что дочка, играя, налила воды в мамины выходные туфли, то никакого сомнения в том, кто тут является главой семьи, у меня нет. Ребенок привыкает, что он командует взрослыми, а их приказания он может не и не выполнять. Какая же сила может принудить его делать уроки, когда он пойдет в школу? Трудности, и притом немалые, ему обеспечены с самого начала учебы, которую он скорее всего тихо возненавидит.

Другая распространенная ошибка: воспитание непослушания. Я не оговорился. Ведь, всякий раз, когда мы позволяем ребенку не выполнить указание взрослого, мы, может и не сознательно, воспитываем непослушание. И тогда, когда по многу раз зовем сына к столу, а он отвечает «Сейчас!» и продолжает играть. И тогда, когда, велев одеть валенки, надеваем ему сами, не дожидаясь, пока это сделает он. Мы спешим, все время спешим! И из-за этого, сказав ребенку, что надо убрать игрушки, торопимся сами их убрать. Сделав замечание, что вещи класть на место, сами поднимаем брошенную вещь. Удивительно ли, что после этого на наши слова ребенок привыкает не обращать никакого внимания и на все наши указания по поводу учебы тоже!

И последняя ошибка, от которой необходимо предостеречь родителей, состоит в том, что взрослые позволяют ребенку хныканьем, слезами или истерикой добиваться того, что ему хочется. Попросил – не дали, заревел — на тебе! Будьте уверены, что таким же образом он заставит вас решать вместо себя арифметические задачи и подсказывать, какую букву надо вставить вместо пропущенной.

Это, конечно, только наиболее грубые ошибки родителей. Постарайтесь избегать хотя бы их. И главное – все время помните: надо приучить ребенка делать то, что нужно, даже этого не хочется.

Консультировал: доктор психологических наук

К. Бардин.



  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(1 голос, в среднем: 5 из 5)

Метки: , ,


Оставить комментарий

275