Развитие самостоятельности у детей дошкольного и школьного возраста
Малыш едва только научится ходить, учится самостоятельно принимать всевозможные решения. Ребёнок смотрит на поступки родителей, выбирая сказки на ночь, в которых волшебный клубочек помогает принять верное решение. В жизни всё намного сложнее и малыша необходимо учить принимать самостоятельные решения.
Необходимо понять, что же подразумевается под самостоятельностью.
- Во-первых, её принято считать важным элементом взросления малыша.
- Во-вторых – это важное умение ребёнка проявлять инициативу, делать все дела без напоминаний взрослых, это контроль над своими действиями.
Но ко всему этому ребёнка необходимо подвести и указать ему правильный путь, чтобы воспитать у него самостоятельность. Очень часто родители начинают вспоминать о самостоятельности с походом ребёнка в школу, но к тому возрасту уже поздно начинать её прививать. В таком возрасте это довольно трудно-достижимо. Начинать этот довольно кропотливый процесс нужно практически с самых пелёнок.
Рождённый малыш всецело зависит от родительской опеки, он нуждается в ней. Далее к году, ребёнок получает опыт окружающего мира, разделяя его на безопасный и опасный. Если малыш был окружён любовью, вниманием, то мир для него будет добрым. И наоборот, детей которых мало обнимали, любили, будут настороже с враждебным миром. Такой ребёнок только и будет оберегать себя от всевозможных опасностей, а должен-то он изучать мир, а не мыслить негативом.
Активность ребенка — самостоятельность его.
Ребёнок который активно ходит с каждой минутой становится самостоятельней. Он уже недалеко отходит от матери, взять любимую игрушку, бутылочку, пойти в другую комнату. На этом этапе возникают всевозможные запреты. В такой ситуации у ребёнка пропадает всякая охота осваивать новое пространство.
В этом периоде должно быть меньше ограничений, но правила должны соблюдаться. Лучше всего обезопасить пространство вокруг, сделать его интересным для маленького исследователя. Это всё что сейчас ему необходимо.
От двух до трёх лет малыш понимает, что от него хотят родители. Он осознаёт своё отделение от старших. И тут ребёнок проверяет границы дозволенного. Делает то, что запрещено и одновременно смотрит на реакцию взрослых.
Тут можно делать только одно: правила остаются правилами, но свободу никто не отменял. Пусть малыш сам выбирает чем рисовать и что рисовать, каким конструктором лучше всего играть. Взрослые показывают ему решение проблемы, но не настаивают именно на нём, ведь вариантов выбора может быть довольно много. Дополняйте задачи новыми областями, которые может осилить ребёнок самостоятельно, учите быть ответственным за его действия – главный закон развития самостоятельности. Уже в это время самостоятельность остаётся устойчивой.
Многих родителей часто беспокоит вопрос приучения ребёнка к порядку. Особенно волнуются те, у которых чадо выросло, а навыков самообслуживания не получилось. Вот и получается немытая посуда, вещи по всему дому и нечищеные зубы. Тогда родители начинают анализировать моменты, которые уже упущены.
Благоприятным периодом, в котором ребёнка легко приучить к порядку, считается время до пяти лет. После этого возраста очень сложно заставить его делать бытовые вещи. Уже в самом раннем возрасте ребёнок может сложить игрушки, отнести чашку, поставить обувь. В четыре года можно даже поручать мыть за собой чашку, главное не бояться всё это позволить.
Самостоятельный период у подростков.
В подростковом возрасте ребёнок отделяется от взрослых, и если развитие самостоятельности было сформировано правильно, то сын или дочь сами в ответе за свои действия, планируют, контролируют себя и свои поступки. Дети уже понимают, что самостоятельность не значит вседозволенность, а это своеобразные границы себя, нормы, законы, которые приемлемы в социуме.
В это время детям важно одобрение окружающих его сверстников. Тут-то и образовывается положительный или отрицательный образ своей личности. В этот период подросток формирует собственные законы и правила. При удачном развитии самостоятельности практически взрослый человек может принять собственное решение или действие в пределах его возможностей, разбираться в том, что разрешено, а что нет. Он может действовать строго по разрешённому пути или же выбрать путь порицаемый. В этом возрасте уже умеет удовлетворить свои важные потребности и поддерживать порядок. Регулирует собственное поведение по своим законам, которые могут не совпадать со взглядами старших, в этом-то и заключается весь подростковый возраст.
Из вышесказанного следует вывод, что в подростковом возрасте продолжает формироваться самостоятельность, это не первый период её развития. Необходимо продолжать развивать эту черту. Пусть будут ошибки ребёнка, но на ошибках ведь учатся, пусть принимает решения свои собственные, не друзей и не родителей, дайте им некоторую свободу.
Самостоятельный человек вырастет тогда, когда рядом будут любящие, понимающие и умные родители.
Моей дочке три года. Смотрю на неё- и не могу понять иногда, в какой момент нежный, беззащитный комочек, крепко вцепившийся пухленькими пальчиками в мою руку, превратился в на редкость самостоятельную, рационально мыслящую барышню, которая всегда знает, что сказать, и слишком хорошо для своего возраста разбирается в причинно- следственных связях.
Исходя из этого, я сделала вывод, что единственный вариант наладить отношения с ребёнком, который открывает для себя свой, большой и непонятный, мир, и не хочет слушать ничьих советов, — это следить, в первую очередь, за собой. Иначе существует вероятность услышать в ответ, что, мол, ты, мама, говоришь одно, а делаешь совсем другое. Это касается, в том числе, и чувства ответственности. Родители- пример для своих детей, и в них, как в зеркале, отражаются и наши достоинства, и недостатки, честно и без прикрас.
Осознавая, сколько вокруг опасностей, мне самой частенько хочется крепко прижать к себе дочь и никогда её не отпускать, защищая от всего и вся. Но приходится, всё равно, размыкать объятья. Свобода и самостоятельность- неизбежный этап взросления. Как и первые ошибки, разочарования, победы и поражения. Невозможно держать обожаемое чадо под стеклянным колпаком всегда.
Ответить
Мне очень понравилась статья. Пока читала вспоминала как мои родители готовили меня к самостоятельной жизни. Да, действительно, полностью опекать ребенка не надо, меня не принуждали к выбору, мне советовали, разговаривали со мной но все таки выбор оставался за мной.
В данный момент я сама уже мама и мне приятно узнавать мнение своего ребенка с кем подружилась, чем занималась, какие планы на будущее, что хочет узнать и что хочет сделать. Приятно смотреть как решает сама проблемы, пусть пока не большие, но все же это тоже подготовка к самостоятельной жизни.
Ответить
Доброго времени суток! Данная статья занимательна и более чем познавательна! Но хочу заметить, что сейчас подросток всячески пытается доказать всем, что он может самостоятельно решать проблемы, что давно стал взрослым. Однако если у него что-то не получается, он переживает это гораздо сильнее, чем раньше. Он начинает казаться себе самому неудачником.
Самое главное ( мое личное мнение) помните, что сейчас они нуждаются в любви и поддержке. Чаще обнимайте их, утешайте, подбадривайте, чтобы они не чувствовали себя одинокими и ненужными. Ребята, у которых в семье взаимопонимание, редко склонны к правонарушениям и эпатажу.
Ответить